Статьи

MentalPress 18

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ.

Одним из загадочных, малораскрытым нарушением развития, является аутизм. Психологи, дефектологи, логопеды, неврологи, психиатры, весьма давно иследуют патогенез и клинические проявления данного расстройства.
В свою очередь Никольская О. С., Либлинг М. М. указывают на важность ранней диагностики, на роль психологической, медицинской и коррекционой помощи. До сих пор остается много открытых вопросов в сфере воспитания и адаптации лиц с аутизмом. Человек с аутизмом воспринимается даже в современном мире, как нечто загадачное и непонятное.

Когда рождается ребенок, это счастье для родителя. Каждый ребенок уникален, он растет и развивается с учетом своих индивидуальных способностей и потребностей. Когда же, рождается ребенок с особенностями развития, первая реакция это страх. Страх неизвестности перед будущем, но однозначно паниковать и делать поспешных выводов не стоит. Крайне важно видеть объективную реальность действительности. Способность видеть не только ограничения ребенка, но и возможности, является ключом к гармоничному воспитанию и развития ребенка. Важно информировать родителей, об особенностях, сложностях и возможностях данного нарушения развития. Когда родитель, знает об аутизме достоверные факты, то ему проще не только объективно смортреть на ситуацию, но иметь возможность совместно с психологом, дефектологом, проводить более успешую коррекционную работу, и делать предположительный прогноз о динамике ребенка.
Роль семьи для ребенка с ограниниченными возможностями крайне важна, так как первоночально именно на семью ложится воспитание, развитие, образование таких детей. Многие родители наталкиваются на стену не понимания и осуждения из-за особенностей развития и поведения аутичного ребенка. Ребенок с аутизмом привлекает на себя достаточно большое внимание сверстников, порой становясь объектом насмешек и нареканий. Родители по разному реагируют на замечания окружающих, что в последствии сказывается и на взаимоотношениях с ребенком. Семья переживает целый ряд кризисов и проблем, в этой связи родителям воспитывающих ребенка с аутизмом, необходима психологическая помощь и поддержка. Не для кого не секрет, что особое бремя на воспитание ребенка ложится на мать, и порой не выдержав эмоциональной, физической, материальной нагрузки, отцы могут оставить семью. Жизненные позиции родителей меняются коренным образом.
Особенности психологического климата в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, описаны в исследованиях Ю. А. Блинкова, Т. Г. Богдановой, Т. Н. Волковской, С. А. Игнатьевой, М. В. Ипполитовой, Е. М. Мастюковой, А. Г. Московкиной, М. М. Семаго, В. В. Ткачевой и др. Родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка. И тот эмоциональный фон, который несет родитель отражается на ребенке. Достаточно часто, родители скрывают факт задедржки, не только от друзей и знакомых, а также пытаются скрыть “особенности” ребенка и от специалиста, который может им помочь. В. В. Ткачева характеризует положение родителей в подобной ситуации как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.
Опыт родителей в воспитании крайне важен, и порой родители за неимением его не замечают особенностей ребенка. Когда становится очевидным отклонения в развитии ребенка, родитель становится подавленным, растерянным. Неконтактность ребенка, пугает родителя, заставляет чувствовать свою неполноценность. Родитель все чаще обращается к сравнению своего ребенка и ребенка с нормой развития, таким образом еще больше усугубляет свое психоэмоциональное состояние, а также семейные взаимоотношения. Особенно острыми являются переживания первое время после постановки диагноза. Семья с аутичным ребенком нуждается в постоянной психологичекой поддержке. Специалист работающий с ребенком имеющим особенности развития, обязательно должен проводить психологическую работу с родителями. На основе наблюдения, возможно анкетирования, специалист может объяснить, как типы воспитания, различные позиции, противоречивость, эмоциональный фон родителей, режим, влияет на развитие ребенка. Крайне важна выроботка, единного и адекватного понимания и реагирования на проблемы ребенка. Матери аутиста желательно вести дневник, возможно и видео дневник наблюдений за ребенком, так как родитель видит

image-57-270x190

Мой ребенок «особенный»

Рождение ребенка, это счастье для родителя. Каждый ребенок уникален, …

image-36

Кризис трех лет. «Не хочу, не буду!» Что делать родителям?

Казалось еще вчера ребенок был послушный, выполнял некоторые просьбы, …

image-15

Бабушки и дедушки.

Нельзя не отметить ту большую и важную роль, которую занимают в большинстве …